Поиск
Регистрация Войти

Монтессори-группа

Педагогика Марии Монтессори

В соответствии с Федеральным законом РФ от 12 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования утверждена в статусе полноправного и значимого уровня образования.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для разностороннего развития каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Одной из систем, нацеленных на развитие индивидуальности дошкольников, выступает педагогика Марии Монтессори.

История педагогики Марии Монтессори как эффективной системы воспитания свободной творческой личности в мировой практике насчитывает уже более 100 лет, тогда как в России идеи и приемы Монтессори-педагогики пока не достаточно внедрены в практику детских садов. В тоже время имеет место социальный заказ на открытие Монтессори-групп в частных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, как со стороны родительской общественности, так и со стороны педагогов-практиков. В Белгородской области накоплен определенный опыт использования педагогики Марии Монтессори, благодаря которому у родителей белгородских дошкольников сформировалось позитивное мнение об этой педагогической системе.

Практика применения педагогики М. Монтессори
В Белгородской области В различных странах
- в период с 1997 г. по 2002 г. педагогика М. Монтессори реализовывалась в 10 группах ДОУ; 
- с 2009 г. 6 ДОО реализуют педагогику М. Монтессори; 
- 49,5% воспитателей ДОО считают, что педагогика М. Монтессори способствует комплексному развитию детей; 
- 65,7% педагогов мотивированы на изучение и применение педагогики М. Монтессори; 
- 51,8% родителей желают, чтобы их ребенок посещал Монтессори-группу.
Германия 45%
Голландия 40%
Великобритания 20%
США 12%
Россия 0,01%

На сегодняшний день в Белгородской области в муниципальных дошкольных образовательных организациях функционируют несколько Монтессори-групп, использующих элементы педагогики М. Монтессори, работают три Монтессори-детских сада (частные дошкольные образовательные организации «Родник», «Солнечный» и «Белгородская школа Монтессори»). 

Педагогика М. Монтессори ориентирована на развитие ребенка через его самостоятельную деятельность в подготовленной педагогом развивающей образовательной среде, оснащенной специальными дидактическими материалами. В Монтессори-педагогике акцент сделан на индивидуальность ребенка: обеспечивается индивидуальный темп и траектория развития, поощряется самостоятельность и разнообразные виды деятельности дошкольников, воспитывается внутренняя самодисциплина и уважение к другому человеку. Без излишних назиданий в естественной среде игры и общения дети развивают внимание, память, мышление, речь, воображение, моторику и в целом свою индивидуальность. Активная жизненная позиция, отсутствие праздности и лени, увлеченность и умение общаться отличают дошкольников, воспитывающихся в условиях Монтессори-педагогики. 

Занимаясь с развивающими Монтессори-материалами, предполагающими самоконтроль ошибок, ребенок имеет свободу выбора деятельности, места для нее и продолжительности работы с выбранным материалом. Классические Монтессори-материалы способствуют глубокому погружению ребенка в работу с материалом, возникновению высокой концентрации внимания при выполнении упражнений. Благодаря простоте и лаконичности Монтессори-материалов дошкольники (каждый в своем темпе) овладевают необходимыми в обыденной жизни умениями и сенсорными эталонами, развивает моторику и мышление. Посредством подготовленной среды (и особых методов работы педагога) ребенок получает необходимую помощь в развитии своей индивидуальности, при этом происходит «нормализация» поведения: дети становятся спокойнее, увереннее, научаются находить себе занятие и получать удовольствие от его выполнения. (Под «работой ребенка» Мария Монтессори понимала игры-упражнения с разнообразными развивающими дидактическими материалами.)

Неотъемлемой частью является сотрудничество нашего ДОУ с Белгородским институтом развития образования.

В рамках реализации проекта «Внедрение педагогики М. Монтессори в дошкольные образовательные организации Белгородской области» наше дошкольное учреждение открыло свою Монтессори-группу.
Заведующий МБДОУ Клокова Екатерина Александровна, педагоги МБДОУ: Болтенкова Светлана Юрьевна, Воронова Светлана Николаевна , Кравцова Ольга Николаевна, учитель-логопед  Малышева Светлана Александровна  прошли курсы повышения квалификации , являются активными участниками мастер-классов, семинаров по Монтессори-педагогике.

Информация для родителей о  методике М.Монтессори.